УГИБДД УМВД России по Мурманской области
Телефон дежурной части: (8152) 42-18-45

История ГАИ

История создания и становления

ГАИ-ГИБДД Мурманской области.

Развернувшееся на Кольском полуострове промышленное и гражданское строительство привело к значительному росту автопарка. К 1938 году только в г. Мурманске насчитывалось 600 грузовых и 50 легковых автомобилей. Ежегодно расширялась сеть шоссейных дорог, благоустраивались улицы городов и поселков Мурманской области.

25 сентября 1938 года приказом № 40 НКВД в Мурманской области был создан 8 отдел НКВД (подразделение ГАИ). Он состоял из шести сотрудников: начальника отдела, председателя квалификационной комиссии и четырех инспекторов. Начальник отделения ГАИ был Филоненко Г.Г., который уволился по мобилизации. С 23 сентября 1939 года вместо него был назначен сержант милиции Жигалов П.А., прикомандированный из центральной школы РКМ.

Председатель квалификационной комиссии был Кишкин В.Ф., член квалификационной комиссии - Зерцалова А.С., госавтоинспекторы: Ковтун И.А., Новиков Н.С., Мазин С.Н..

Многое сделано в период становления ГАИ Мурманской области. В первую очередь были налажены строгий учет и регистрация всего автотранспорта, организована работа квалификационной комиссии по приемке экзаменов на право управления автомобилем. Проводилась большая профилактическая работа по укреплению транспортной дисциплины среди водителей. Особым уважением среди водителей пользовалась старший госавтоинспектор Зерцалова А.С. Ее по праву считали лучшим госавтоинспектором области. В 1940 году Мурманский областной отдел ГАИ инспектировала авторитетная комиссия во главе с начальником ГАИ Главного  Управления милиции НКВД СССР, который высоко оценил работу старшего госавтоинспектора Зерцаловой А.С. и объявил ей благодарность.

27 сентября 1939 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР в Мурманске был организован отряд по регулированию уличного  движения (ОРУД). В сложных климатических условиях Заполярья сотрудники этого подразделения несли свою нелегкую службу на городских улицах и дорогах.

Благодаря активной работе сотрудников ГАИ области, строгому и точному учету автотранспорта, контролю за работой автотранспортных предприятий и укреплению транспортной дисциплины среди водителей, удалось выполнить правительственное задание на поставку автотранспорта в армию.

Война нарушила многие планы области. С самого начала войны Мурманск оказался в прифронтовой полосе. 22 июня 1941 года милиция Мурманска была переведена на военное положение.

Кроме своих обычных обязанностей она стала выполнять многие другие: ее сотрудники несли круглосуточные дежурства по городу, задерживали дезертиров, выявляли паникеров, пресекали распространение ложных слухов, следили за светомаскировкой, тушили пожары, укрывали население в бомбоубежищах во время воздушных тревог, вылавливали шпионов. Трудно сказать, где было тяжелее.

Перестраивали свою работу служба Госавтоинспекции и ОРУД. Они также занимались помимо своих прямых обязанностей тушением пожаров, разбирали завалы, спасали людей от верной гибели. Так во время одного из воздушных налетов вражеских самолетов на г. Мурманск загорелся деревянный дом, первый туда бросился милиционер РУД Баранов Василий Федорович. Задыхаясь в дыму он отыскал в доме пожилую женщину и вынес ее из огня. Всего за время войны он спас от верной гибели не один десяток людей. Его подвиги были отмечены правительственными наградами. Также мужественно и самоотверженно действовали и другие сотрудники РУД: Овсянников А.И., Черненко В.Г., Закаминный А.Г. Погиб при исполнении служебных обязанностей милиционер РУД Хисакаев З.Х. (май 1942 г.).

Отгремели последние залпы Великой отечественной войны. Огромные трудности ждали мурманчан при восстановлении разрушенного хозяйства города. Большинство работников Мурманской милиции после службы выходили на стоительные объекты, помогали расчищять завалы, готовить площадки под фундаменты будущих домов, ремонтировали дороги, возводили вспомогательные постройки. С появлением автотранспорта, освободившегося после войны, сохранялась большая диспропорция между ростом автотранспорта и автодорог, которые не были еще восстановлены и это проявлялось в снижении эффективности использования автопарка и безопасности на дорогах. Почти сразу после войны в 1947 году вышел приказ МВД СССР с объявлением временной инструкции по организации движения транспорта и пешеходов, методике анализа условий движения в населенных пунктах и причин возникновения ДТП, использование его результатов для совершенствования организации дорожного движения ГАИ и ОРУД. Им представлялось право участия в разработке схем и непосредственно в установке светофорных объектов, дорожных знаков и указателей, нанесения линий дорожной разметки.

К началу 1950 года в ведении Мурманской милиции находилось 15 грузовых, 9 легковых автомобилей и 5 мотоциклов.

В ГАИ к тому времени был 1 легковой автомобиль и 5 мотоциклов. В октябре 1956 года Управление милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Таким образом, после длительного перерыва было восстановлено двойное подчинение милиции Местным советам и вышестоящим органам МВД. Соответственно было организовано УВД исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся. Перестройка коснулась городских и районных органов милиции.

В 1957 году в областном центре было образовано три районных отдела: Кировский, Октябрьский, Ленинский. Однако уже в декабре 1958 года вместо них был создан единый городской отдел милиции. Начальником городского отдела милиции был назначен подполковник милиции Шкрабов А.Е.

При городском отделе милиции было образовано отделение ГАИ. Первым начальником отделения ГАИ городского отдела милиции Мурманского грисполкома был назначен майор милиции Апцупов Николай Тихонович (1939 - 1945 гг. служба в армии, 1946 - 1965 гг. служба в ОВД). Награжден орденом «Красная Звезда» - за участие в боях против немецких захватчиков, медалью «За победу над Японией». На этой должности он находился до 1965 г. С 1965 - 1966 гг.  временно исполнял обязанности.

С 1967 года начальником отделения ГАИ городского отдела милиции был назначен Закрепин Ф.Ф.

В 1971 году городской отдел милиции ликвидируется и вместо него образуется районные отделы внутренних дел.

В апреле 1971 года были образованы Октябрьский и Ленинский, а в мае 1975 года Первомайский районные отделы внутренних дел г. Мурманска. При районных ОВД г. Мурманска были образованы и районные отделения ГАИ.

С начала 60-х годов в советской милиции начался интенсивный процесс обновления кадров. Специальные средние школы, училища, высшие учебные заведения МВД и юридические вузы страны готовили для органов милиции высококвалифицированных специалистов. В эти годы в отдел ГАИ УВД Мурманской области прибыли первые выпускники Саратовского военного училища им. Ф.Э. Дзержинского МВД СССР (по специальности эксплуатация автомобильного транспорта): Бирюков В.И., Маковецкий С.С., Пентяк В.К., Марышев В.С., Дурягин В.И.

В конце 60-х годов был взят курс на строительство крупных учебных центров и школ подготовки инспекторов дорожного надзора.

В это время Госавтоинспекцией реализуется комплекс мер, направленных на стабилизацию обстановки с аварийностью, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей.

В целях специализации по отдельным направлениям деятельности ГАИ в конце 60-х - 70-х годы образуются:

- строевые подразделения дорожного надзора (группы, взвода, дивизионы) с дежурными частями;

-подразделения по организации дорожного движения;

-межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения.

В 1967 году первым начальником отделения РУД и дорожного надзора был назначен опытный сотрудник милиции Рыкованов Анатолий Васильевич. С 1969 года отделение было преобразовано во взвод дорожного надзора ГАИ УВД Мурманской области.

Командир взвода дорожного надзора Рыкованов А.В. находился на этой должности до 1978 года. В 1978 году он был назначен начальником отделения ГАИ Октябрьского РОВД г. Мурманска, где прослужил до 1984 года.

С 1978-1982 гг. командиром взвода дорожного надзора ГАИ УВД Мурманской области был Дремлюга Николай Иванович.

С 1984-1986 гг. в должности командира дивизиона ДПС ГАИ состоял Осовский Борис Васильевич.

С 1986-1998 - Ахмадулин Музгир Фазылбекович, с 21.09.1988 г. он стал командиром отдельной роты ДПС ГАИ по обслуживанию г. Мурманска.

С 12.05.2000 г. Колесников В.В. становится командиром отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД Мурманской области.

3 июля 1998 года в соответствии с Указом Президента РФ, ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).

В целях обеспечения реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения 3 июля 1999 года на базе отдела Государственной инспекции было создано Управление ГИБДД УВД Мурманской области.

Большой вклад в дело становления и развития службы внесли: Забродин А.Н., Петров И.Д., Жиров М.И., Осовский Б.В., Резец В.И., Галактионов А.В., Костенко В.М., Леонов А.И., Рыкованов В.А., Гомолов Н.В., Садовников Ю.П., Пасечный Г.Л.

Главной задачей инспекторского состава дорожно-патрульной службы является обеспечение безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения, а одной из главных обязанностей сотрудников Госавтоинспекции - оказание помощи водителям, попавшим в дороге в критическую ситуацию. Главный критерий работы ГИБДД - порядок на дорогах.