УГИБДД УМВД России по Мурманской области
Телефон дежурной части: (8152) 42-18-45

Право пешехода

Общественная дискуссия «Право пешехода»

Одним из приоритетных направлений в деятельности Госавтоинспекции является работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией – как правило, пешеход получает тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Отсутствие или неправильное применение дорожных знаков не позволяет водителю своевременно сориентироваться в дорожной ситуации, а пешеходу - правильно выбрать место для перехода дороги, что ведет к трагедии.

Нередко виновником ДТП становится сам пешеход. Задачей Госавтоинспекции в данном случае становится поиск причин таких нарушений и устранение обстоятельств, способствующих им.

В 2011 году общее число ДТП с участием пешеходов сократилось на 3,7% (65 959 происшествий) по сравнению с 2010 годом, на 4,4% снизилось количество раненых (61 403 человека), но число погибших пешеходов, к сожалению, не снизилось и составило 8 766 человек.

В целях реагирования на складывающуюся обстановку Госавтоинспекция совместно с представителями общественных организаций, объединений и неравнодушных граждан с ноября 2011 года проводит широкомасштабную акцию по проверке эксплуатационного состояния пешеходных переходов.

В рамках проводимого мероприятия на сегодняшний момент обследовано более 90% существующих переходов. Практически на каждом третьем переходе выявлены те или иные нарушения. Около 25 тысяч (62%) переходов из числа имеющих нарушения уже приведены в соответствие предъявляемым требованиям.

Тем не менее, проведенный анализ показал, что действующие нормативы, предъявляющие требования к безопасному размещению и обустройству пешеходных переходов, не соответствуют современным условиям. В связи с этим Госавтоинспекцией разрабатываются предложения по реализации новых стандартов, положительно зарекомендовавших себя в странах с высоким уровнем автомобилизации.

 

Предложения Госавтоинспекции по реализации новых стандартов

Предложения по внесению изменений в национальные стандарты, устанавливающие требования к обустройству пешеходных переходов: ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007...   

 

Предлагаем всем желающим принять участие в общественной дискуссии «Право пешехода»

Для этого, помимо участия в предлагаемых опросах общественного мнения по решению проблемы ДТП с участием пешеходов (в колонке справа), по адресу электронной почты 51@gibdd.ru Вы можете высказать свои предложения по поправкам, которые необходимо внести в действующие нормативы, предъявляющие требования к безопасному размещению и обустройству пешеходных переходов. Все поступившие предложения, замечания и комментарии будут внимательно рассмотрены специалистами Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

Кроме того, Вы можете сообщить в орган управления Госавтоинспекции по своему региону о недостатках в обустройстве конкретных пешеходных переходов. По каждому поступившему обращению будут приниматься необходимые меры реагирования.


Экспертные мнения

Предлагаем Вам ознакомиться со статьями экспертов о проблеме дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

 

Михаил Яковлевич Блинкин,
научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства

Тяжкая доля российского пешехода

Отечественная статистика наездов на пешеходов всегда была удручающей. Сегодня она становится еще хуже. Это особенно заметно на фоне достигнутых в России в последние годы вполне ощутимых позитивных сдвигов по всем прочим показателям безопасности дорожного движения...   

 

Валерий Владимирович Козлов,
доктор медицинских наук, эксперт по «человеческому фактору»

Обучать водителей по-старому - преступление

Один из наиболее тяжелых видов ДТП - наезд на пешехода. С точки зрения психологии в данной трагедии проявляется нарушение взаимодействия между водителем и другими участниками дорожного движения и, в частности, пешеходами...   

Пешеходов надо учить психологии поведения на дороге

Есть замечательное психологическое выражение: нет хороших и плохих людей, а есть люди с правильными и неправильными программами поведения. Поэтому рост количества пешеходов, ставших жертвами ДТП, объясняется только одним - система обеспечения безопасности дорожного движения работает неэффективно и не способна сформировать у пешеходов правильные программы поведения...   

 

Владимир Сергеевич Соколов,
председатель МОД «Союз пешеходов»

Проблемы пешеходов и первоочередные меры для обеспечения безопасности пешеходов России

В России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов: каждое четвертое ДТП (с пострадавшими) – это наезд на пешехода. В крупных городах до половины всех ДТП – наезды на пешеходов, из них на пешеходных переходах в городах происходит каждый ТРЕТИЙ наезд на пешехода, в том числе по вине водителей - в 86% случаев...   

 

Владимир Михайлович Розинов,
заместитель директора НИИ педиатрии и детской хирургии

Дети-пешеходы: как предотвратить дорожно-транспортный травматизм?

Ведущее место в структуре детского дорожно-транспортного травматизма занимают инциденты с участием детей-пешеходов. По итогам 11 месяцев прошедшего года удельный вес пешеходов среди детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), составил 45,5%...   

 

Сергей Валентинович Шилов,
6-кратный чемпион Паралимпийских Игр

Первое, что должен делать человек, выходя из дома, это включать внимание

Переход дороги в российских городах всегда был сродни увлекательной и смертельно опасной игре: получится - не получится, успею перебежать - не успею? Несмотря на то, что «зебра», казалось бы, дает пешеходу безусловное преимущество перед водителями, не всякий автомобилист притормозит, подъезжая к нерегулируемому переходу...   

 

Татьяна Юрьевна Щипкова,
директор Центра образования № 1240 г. Москвы

О практической деятельности по обучению детей и подростков основам безопасности дорожного движения

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Современная дорога – это объект повышенной опасности. Огромное количество жертв на дорогах вызывает все большую тревогу общества, поэтому растет понимание того, что ребенка следует как можно раньше учить грамотно, разумно и ответственно вести себя на улицах...   

 

Агре Наталья Валентиновна,
президент общественной организации «Движение без опасности»

Это могут увидеть дети

Почему-то, на дороге мы очень четко делимся на два лагеря. Водители и пешеходы. Внутри машины и снаружи. Первые ненавидят вторых. Вторые – первых. Первые считают вторых идиотами. И это тоже взаимно...   

 

Потлачук Наталья Викторовна,
руководитель группы психологических исследований Института БДД Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Личная ответственность за свою жизнь и здоровье

То, что управление автомобилем в условиях мегаполиса – процесс сложный и ответственный, ни у кого не вызывает сомнения. Но не стоит забывать и о других участниках движения – о пешеходах. В этом аспекте мне видится ряд проблем, о которых следовало бы помнить пешеходу, чтобы не оказаться жертвой ДТП...   

 

Обязанности пешеходов

Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходы (независимо от наличия или отсутствия у них водительского удостоверения) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.

Обучение Правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах проводится в образовательных учреждениях, начиная с дошкольного возраста. Госавтоинспекция, со своей стороны, принимает активное участие в этом процессе, обеспечивает образовательные учреждения необходимыми методическими пособиями, плакатами, световозвращающими элементами и т.д.

Обязанностям пешеходов посвящен раздел 4 Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.

 

Комментарии к разделу 4 ПДД "Обязанности пешеходов"

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным до­рожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, пере­двигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов...   

 

Тематические опросы

Как Вы считаете, какой должна быть административная ответственность за нарушение ПДД пешеходами?

Поддерживаете ли Вы инициативу по усилению административной ответственности за нарушение ПДД пешеходами?

Как Вы считаете, какой должна быть административная ответственность за непредоставление преимущества пешеходам?

Поддерживаете ли Вы инициативу по усилению административной ответственности за непредоставление преимущества пешеходам?

Как Вы считаете, какой должна быть ответственность органов государственной власти и дорожных организаций за неправильно оборудованные пешеходные переходы?

Как Вы считаете, кто должен заниматься обучением пешеходов правилам дорожного движения?

Как Вы считаете, необходимо ли проводить специальные мероприятия по повышению уровня знаний правил дорожного движения среди пешеходов?

Как Вы считаете, где безопаснее переходить проезжую часть?

Как Вы оцениваете уровень организации пешеходных переходов в вашем регионе?

Как Вы считаете, при каком количестве полос движения в обоих направлениях необходимо обустройство надземного или подземного пешеходного перехода?

Как Вы считаете, есть ли необходимость в обустройстве искусственными неровностями («лежачими полицейскими») всех нерегулируемых пешеходных переходов?

Как Вы считаете, кто больше всего виноват в гибели пешеходов на дорогах?

Как Вы считаете, есть ли необходимость размещения знака пешеходного перехода на желтом светоотражающем фоне?