УГИБДД УМВД России по Мурманской области
Телефон дежурной части: (8152) 42-18-45

Дорожно-патрульная служба

Как должен вести себя сотрудник полиции при обращении с гражданами? 

В соответствии с п. 19 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.
В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.
П.20 При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. 

Обязан ли сотрудник полиции предъявлять служебное удостоверение? 

В соответствии с п. 20 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, при остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук. 

Возможно ли осуществление фото-, видеосъемки сотрудника полиции и его действий при проверке документов? 

В соответствии с п. 25 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудник полиции не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. 

Может ли сотрудник ГИБДД при проверке документов у водителя ставить в них какие-либо отметки, повреждать и нарушать их целостность? 

В соответствии с п. 26 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудник ГИБДД с документами граждан при проверке должен обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий. 

На каких транспортных средствах имеют право нести службу и останавливать сотрудники ГИБДД? 

В соответствии с п. 35 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять несение службы только на патрульных автомобилях.
К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также - "патрульный автомобиль".
Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов. 

Где должен размещаться патрульный автомобиль ГИБДД при несении службы по отношению к проезжей части и могут ли они его спрятать? 

В соответствии с п. 43 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, при контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения.
В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог. 

Какими техническими приборами и средствами измерения имеют право пользоваться сотрудники ГИБДД при надзоре за дорожным движением? 

В соответствии с гл. 46 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудники ГИБДД имеют право пользоваться техническими средствами для контроля за дорожным движением, относящимися к измерительным приборам, которые должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении), и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается. 

На каком основании сотрудник ГИБДД имеет право останавливать транспортные средства? 

В соответствии с п. 63 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, остановка транспортного средства осуществляется по следующим основаниям:
-установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
-наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
-наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
-необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
-необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
-выполнение распорядительно-регулировочных действий;
-необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
-необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
-проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
-проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС). 

Каким способом и где на проезжей части инспектор ГИБДД может подать сигнал об остановке транспортного средства? 

В соответствии с п.п. 64, 65, 66 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. 

Сотрудник ГИБДД не сообщил мне причину остановки и не представился. Нарушил ли он действующее законодательство? 

В соответствии с п. 67 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Может ли сотрудник ГИБДД отстранить от управления водителя остановленного автомобиля, потребовать использование личного транспортного средства в своих целях? 

В соответствии с п. 68 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, при необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования. Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством. Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения. 

Имеет ли право сотрудник ГИБДД потребовать у водителя выйти из автомобиля, либо переместить автомобиль после остановки в другое место? 

В соответствии с п. 70 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях:
-необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
-для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
-для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
-когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
-когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Перемещать транспортное средство в иное указанное сотрудником ГИБДД место, возможно если:
-нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
-нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника. 

В каких случаях и каким образом сотрудники ГИБДД имеют право преследовать транспортное средство? 

В соответствии с п. 72,73 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, сотрудники ГИБДД имеют право начать преследование транспортного средства в случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства. В зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности. 

В каких случаях и каким образом сотрудники ГИБДД имеют право останавливать пешеходов? 

В соответствии с п.п. 77, 78 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, основанием к остановке пешехода является установленное визуально или зафиксированное с использованием технических средств совершенное им нарушение правил дорожного движения.
 Для остановки пешехода могут использоваться:
сигналы регулировщика, подающиеся рукой, жезлом, диском с красным сигналом или световозвращателем, при необходимости в сочетании со свистком, громкоговорящее устройство. 

На основании чего сотрудники ГИБДД имеют право потребовать документы для проверки?

В соответствии с п. 82 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.
Основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.
Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность водителя, пассажиров, пешехода, являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого.
Основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, выявление признаков подделки (подложности) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков. 

Имеют ли право сотрудники ГИБДД останавливать транспортное средство с целью проверки технического состояния? 

П.82 Основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются установленные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий. 

Имеют ли право сотрудники ГИБДД проводить сверку маркировочных обозначений остановленного транспортного средства? 

В соответствии с п.п.82, 83 и 85  Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, основаниями для проверки маркировочных обозначений транспортного средства являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, выявления признаков подделки (подложки) документов, подтверждающих право собственности, регистрационных документов на транспортное средство, подделки (подложности) государственных регистрационных знаков. Проверка документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков может включать:
-визуальное исследование документов;
-осмотр транспортного средства;
-обращение к разыскным и оперативно-справочным учетам;
-применение технических средств определения подделки. 

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право отстранять водителей от управления транспортным средством? 

В соответствии с п. 126 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, основаниями для отстранения от управления транспортным средством являются:
-выявление административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца), частью 2 статьи 12.5 (управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), частью 1 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), частью 2 статьи 12.7 (управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством).
-наличие достаточных оснований полагать, что лицо, которое управляет транспортным средством, находится в состоянии опьянения (наличие у лица одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке).
-необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента) в состоянии крайней необходимости при невозможности достижения цели использования без отстранения водителя от управления транспортным средством. Протокол об отстранении от управления транспортным средством подписывается сотрудником, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. 

При каких обстоятельствах сотрудники ГИБДД имеют право проводить освидетельствование на состояние опьянения? 

В соответствии с п. 129 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009г. № 185, основанием для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является наличие у водителя транспортного средства одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.